Друзья, пойдем в музей!

 
 
 
Главная. Музеи // История музеев // Современное состояние музейного дела в России

Сегодня музейная карта России для большинства как российских, так и зарубежных коллег - сплошное белое пятно, на котором проступает несколько силуэтов: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Владимиро-Суздальский и Новгородский заповедники, Ясная поляна, еще несколько всемирно известных музейных "гигантов". Не так давно европейское сообщество узнало о музеях Красноярского края - Красноярском музее "На Стрелке" и Музее вечной мерзлоты - благодаря их успешному участию в конкурсе на лучший музей Европы. Из 339 зарубежных выставок, организованных российскими музеями в 2000 году, 256 приходились на музеи Москвы и Петербурга; не удивительно, что за границами Российской Федерации практически не знакомы с сокровищами музеев российской провинции. Чем отличается музейный мир России от музейных миров других стран? По-видимому, для каждой страны можно найти свои черты сходства и различия. Поэтому цель настоящего обзора - "презентация" музейной России, краткий анализ специфики ее развития, а сравнение с другими музейными мирами - дело читателя. Хочется отметить также некоторые наметившиеся на рубеже двух тысячелетий тенденции изменения музейного мира России, "точки роста", которые, как можно предположить, будут развиваться в наступившем столетии.

Начнем с того, что точное число музеев России никому не известно. В структуре музейной сети выделяется несколько групп, различающихся "по собственнику" - по тому, кому принадлежит и подчиняется музей: государственные, муниципальные, ведомственные, общественные, частные. С самого начала развития музейного дела России, когда в 1714 г. по указу Петра Великого и на основе его коллекций был открыт первый российский публичный музей - Петербургская Кунсткамера - особенностью этого развития стала определяющая роль государства. Пожалуй, ни в одной другой стране мира государство не имело такого влияния на формирование облика и направления деятельности музеев. И сегодня самой представительной группой музеев, в которых сосредоточены основные национальные ценности, является группа государственных музеев, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и финансируемых государством. По этой группе музеев имеются достаточно точные статистические данные. В начале третьего тысячелетия общее число музеев этой группы приблизилось к двум тысячам, в 2002 году составило 2027; они хранят 57,5 миллионов движимых памятников истории, культуры и природы. Этот список открывают крупнейшие национальные музеи, название которых всегда предваряется термином "государственный": Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный политехнический музей, Государственный Русский музей. Все они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Среди национальных музеев России нет музея естественной истории и до сих пор нет музея современного искусства. Последнее связано с тем, что в России длительное время плюрализм в искусстве был под запретом, партийное руководство запрещало иные кроме "социалистического реализма" направления в искусстве.
Значительную группу составляют краеведческие музеи - музеи местного края. В России 89 регионов и каждый из них имеет свой республиканский, краевой или областной музей, отражающий местную историю и историю культуры, а также естественную историю. Они всегда расположены в республиканских, краевых, областных центрах. Во многих центрах кроме комплексных краеведческих существуют региональные художественные музеи. Однако 90 % музеев России составляют небольшие региональные музеи, расположенные в населенных пунктах, численность которых не превышает 100 тыс. человек, а иногда составляет всего несколько сот человек. В условиях постоянной недостаточности финансирования в среднем на один музей местного подчинения приходится в 35 раз меньше финансовых средств, выделяемых государством, чем на один музей федерального подчинения. Однако во многих из них хранятся уникальные памятники истории и культуры, зачастую еще не введенные в научный оборот, в их фондах то и дело делаются поразительные открытия.

Распределение музейной сети по территории Российской Федерации неравномерно. В республике Саха (Якутия) числится 72 музея, в Московской области - 81, а в Мурманской области - всего 10. В целом музеев в большинстве регионов не хватает. Есть районы, где на обширных территориях нет ни одного музея. В условиях огромных пространств и сложности передвижения часть населения отдаленных регионов оказывается отчужденной от музейной культуры и национального наследия. Нехватку государственных музеев отчасти восполняли музеи ведомственные и общественные - школьные, музеи предприятий, учреждений, воинских частей и т.д. Однако в целом действует закономерность: общественные и частные музеи чаще всего возникают в регионах с развитой государственной музейной сетью.

Некогда многочисленные общественные музеи в конце 1980-х-начале 1990-х годов стали закрываться и оказались на грани полного исчезновения; однако в настоящее время они возрождаются вместе с возрождением интереса к ним общества. Конечно, по ценности хранимых объектов они не могут сравниться с музеями государственного подчинения, но для местного сообщества многие из них играют очень большую роль. Точными данными о количестве этих музеев никто не располагает. На протяжении почти шести десятилетий, до конца 1980-х годов в РФ не существовало частных музеев. Сейчас они появляются, хотя по размаху и уровню организации пока что не могут сравниться с государственными и ведомственными музеями. Однако среди них есть музеи, уже завоевавшие заслуженный авторитет коллег и популярность у публики: Музей уникальных кукол в Москве, музей "Невьянская икона" в Екатеринбурге, Музей дипломатического корпуса в Вологде.
Экомузеи, "музеи общин", весьма распространенные за рубежом, в России делают свои первые шаги, они еще крайне малочисленны. Эта особенность также была всегда связана с жестким "огосударствлением" музейного дела и сведением к минимуму возможностей местной общинной самодеятельности в этой области. Такие музеи, как музеи малых народностей, музей рода, музей семьи - новые явления в нашей музейной жизни, которым еще предстоит развиваться, так как интерес к ним и потребность в них весьма велики. В 1990-е годы начала реализовываться программа по созданию целой сети экомузеев в Кемеровской области: "Тазгол", "Калмаки", "Чолкой", "Русское село Ишим".

В России, стране со значительной долей сельского населения, очень мало сельских музеев. Есть лишь отдельные точки на музейной карте России, где сельские музеи играют чрезвычайно важную роль в формировании социокультурной атмосферы для всей округи. Таковы музеи в селе Коптелово Свердловской обл. и селе Поим Пензенской обл. В селах Лядины Архангельской обл. и Фершампенуаз Челябинской обл. по три (!) музея - среди них и государственные, и муниципальные, и частные. В селах, где функционируют музеи, отмечается значительно более высокий уровень самосознания общества. Как правило, сельский музей становится единственным и весьма активным центром социокультурной жизни, центром культурной коммуникации. Формирование музеев на селе - одна из актуальных задач развития музейной сети.

Среди зданий, принадлежащих государственным музеям, "исторические здания" - памятники истории и культуры - составляют 55%. В некоторых их них объектом музейного показа становится дом как художественное целое со всей его обстановкой, другие приспособлены под экспозиции, в третьих главным становится их мемориальное значение. Мемориальные музеи занимают совершенно особое место в структуре музейной сети РФ. Исследователи отмечали, что каждый пятый-шестой музей России - мемориальный. А среди мемориальных больше всего литературно-мемориальных - посвященных памяти писателей и поэтов. Такое положение связано с особым местом литературы, которое она заняла в общественной жизни России в XIX веке. Писатель как пророк, учитель жизни - такой взгляд на особую миссию человека с литературным даром сохраняется в определенной степени по сей день. Одних музеев А.С. Пушкина у нас девять. В усадьбу Л.Н. Толстого Ясную поляну люди идут нескончаемым потоком. Как только с перестройкой стало возможным произносить вслух ранее запрещенные имена, общественность настоятельно потребовала создания музеев В. Набокова, В. Высоцкого, М. Булгакова, М. Цветаевой и многих других "властителей дум". Особо много музеев, связанных с именами местных деятелей истории и культуры, возникает в национальных республиках и округах: лидируют здесь республики Татарстан и Башкортостан. Там, где не сохранились подлинные дома - их стремятся восстановить, следуя не столько требованиям подлинности, сколько желанию увидеть воплощение некоего мифа о прославленном деятеле и иметь место ритуального поклонения ему.

По количеству музеев под открытым небом Россия отстает от многих европейских стран, но именно эта группа музеев развивается особенно стремительно и современно. Значительная часть этих музеев Российской Федерации, располагающих уникальным природным и культурным наследием, имеет статус "музеев-заповедников". Национальная особенность России - большая доля среди музеев под открытым небом музеев-усадеб. Музеи-усадьбы начали складываться "изнутри" усадебной жизни еще в XVIII-XIX вв.: российское дворянство концентрировало в своих родовых гнездах коллекции, создавало дворцы и парки, рассчитанные на "музейное" восприятие посетителями-гостями, иногда открывало их ворота для рядовой публики по определенным дням. После революции 1917 г. в России не существовало частной собственности на землю, многочисленные усадьбы, принадлежавшие землевладельцам-дворянам, были национализированы, и в наиболее интересных из них были открыты музеи. Большинство таких музеев-усадеб - мемориальные, сохранившиеся как музеи благодаря имени того или иного деятеля истории или культуры, которому некогда принадлежали. Современная тенденция их развития - стремление восстанавливать не только обстановку мемориального дома, но всю структуру усадьбы с ее хозяйством, пашнями, покосами, конюшнями, элементами образа жизни. Особо успешно такая "средовая музеефикация" проведена в Музее-заповеднике М. Лермонтова "Тарханы" Пензенской обл., музее-усадьбе Н. Жуковского в деревне Орехово Владимирской обл. и др. При посещении современных музеев-усадеб побудительным мотивом оказывается уже не только интерес к имени жившего здесь деятеля, но восстановленная среда, аромат времени, возможность погружения в него.

Среди мемориальных музеев России некогда особое, даже привилегированное положение занимали музеи, посвященные идеологам революции, партийным и государственным деятелям советского государства. В период перестройки положение этих музеев оказалось сложным и дальнейшая судьба сложилась по-разному. Большинство действительно мемориальных музеев, обладающих подлинными коллекциями и недвижимыми памятниками, сумели их сохранить, но многие экспозиции были закрыты. Музеям, фактически являвшимися не музеями - хранителями овеществленной истории - но пропагандистскими центрами, пришлось искать иной путь. Так, многочисленные, расположенные в отличных современных зданиях, оборудованные новейшей техникой музеи В.И.Ленина, экспозиции которых строились исключительно на копийном материале, в основном прекратили существование. Красноярский музей Ленина стал музейно-выставочным комплексом "На Стрелке", Самарский был передан под экспозицию краеведческого музея. Наиболее интересно и гармонично происходит развитие музея в селе Шушенское. В свое время здесь, благодаря созданию заповедника "Сибирская ссылка В.И. Ленина", была сохранена и реконструирована историко-культурная среда старинного села. И сегодня этнографическое направление развития заповедника, приближающегося по характеру своей деятельности к экомузею, вполне гармонично сочетается с сохранением и демонстрацией мемориальных памятников, связанных с именем находившегося здесь в ссылке В.И. Ленина.
Особое место среди музеев России занимают музеи, расположенные в зданиях культового назначения. Огромное количество храмов и монастырей России после революции 1917 г. были закрыты, наиболее ценные из них превращены в музеи, многие использовались под экспозиции краеведческих, художественных и других музеев. Сегодня в связи с процессом возвращением церкви принадлежавшей ей зданий практически все музеи, находящиеся в культовых постройках, оказались в очень сложном положении. Эта проблема настолько остра и актуальна, что ей будет посвящена отдельная статья.

В России до сих пор неоправданно мало научно-технических и промышленных музеев, особенно мало музеефицированных памятников науки и техники. В 1987 появился первый в России завод-музей в Нижнем Тагиле. К сожалению, невнимание к индустриальному наследию уже привело к невосполнимому исчезновению многих памятников. Надежда появляется там, где сама общественность еще до закрытия того или иного индустриального объекта ставит вопрос о превращении его в музей. Так, в связи с истечением срока функционирования первой в мире атомной станции в Обнинске была создана инициативная группа, готовящая станцию к музеефикации и созданию музея атомной энергии. Возрастающий во всем мире интерес к технической истории человечества должен найти отражение в росте числа этих музеев.

Значительная часть посетителей российских музеев - дети, главным образом, школьного возраста. Сегодня специальных детских музеев и музеев, имеющих интерактивные экспозиции для работы с детьми, в России еще очень мало; это также сравнительно новая и активно развивающаяся группа. Практически нет специализированных музеев для работы с инвалидами (исключение составляет центр "Преодоление" в Москве) - это еще один долг музеев перед обществом.

Динамика развития музейной сети России демонстрирует достаточно стабильный ее рост. За 2000 год число музеев увеличилось на 60, за 2001 - на 33. Неравномерное распределение музеев по территории и явно недостаточная обеспеченность музеями отдельных регионов России требует определенных целенаправленных шагов. Даже те регионы, где соотношение численности музеев и населения наиболее благоприятные, есть еще значительные резервы для развития музейной сети. Главное - этого ждет общественность. Волнообразно развивающаяся "музейная потребность" общества, пережив спад в первой половине 1990-х годов, в настоящее время находится на подъеме. Посещаемость государственных музеев РФ на рубеже двух тысячелетий составила около 72 миллионов человек за год. В последние годы удерживается тенденция постоянного ее увеличения (после резкого падения в первой половине 1990-х годов), что свидетельствует об интересе общества к своему наследию.

В прессе постоянно звучат призывы к музеефикации памятных мест, открытию новых музеев, таких, как Музей русской славы в Санкт-Петербурге, посвященный созданию русской гвардии, мемориальных музеев П.Нахимова в Смоленской области, М.Шолохова в Ростове-на-Дону, М.Лермонтова в подмосковном селе Середникове, П.Грабовского в Тобольске, художественных музеев в ряде областей и др. Одна из тенденций последних полутора десятилетий - возрождение музеев в тех местах, где они некогда существовали, но были закрыты. При определяющей роли государства в развитии музейной сети закрытие музеев, не отвечающих идеологическим установкам, было, как правило, насильственным. Возрождающиеся музеи стремятся объявить себя последователями и "правопреемниками" своих предшественников, сохранить их имя, подчеркнуть преемственность в деятельности.


Каулен Мария Елисеевна, старший научный сотрудник Российского института культурологии
Каулен М. "Многоликая музейная Россия", Cultivate-Russia Web Magazine, выпуск 1, октябрь 2002.




 
  Информация об источниках и авторах материалов сайта | Правовая информация

Музеи и выставки мира
   ©2010-2023 ®¡™!